Алан Демурже

Парижский университет

Тамплиеры и Инквизиция

         При каких обстоятельствах тамплиеры предстали перед Инквизицией?
         Какую роль сыграли король Франции и папа в их процессе?
         Какие главные обвинения выдвигали против них?
         Заметки историка по поводу процесса.

Инквизиция, первые процессы которой состоялись в Средиземноморье и касались альбигойской ереси, скорее всего была установлена в 1233 или 1234 годах, когда Григорий IX создал понтификальную институцию, способную активно работать не только против еретиков, но и против всех, кто подрывает авторитет Церкви и ее главы. Она характеризовалась наличием следственных процедур, проводимых назначенными папой инквизиторами против тех, кто имел репутацию (fama) лиц, исповедующих доктрины или использующих практику, отличную от установленной, а также виновных в преступлении против «божественного величия».

Тамплиеры Ма Дью

У тамплиеров не было особых причин встречаться с инквизиторами в двух последних третях XIII века. Конечно же, существует псевдоисторическое течение, связывающее их с катарами, но если в этом есть хоть слово правды, то почему же никаких подобных обвинений не всплывало на их процессе? Тем не менее, нам известно, что инквизитор Понс де Пуже однажды посетил тамплиеров в Ма Дью, в Руссильоне. На тамошнем кладбище он выкопал кости Пьера де Фенуилле и двух других лиц и сжег их. Инквизитор, проводивший расследование через двадцать лет после происшедших событий (инквизиторы содержали свои архивы в порядке!) обнаружил, что Пьер явно умер после обряда еретикации. Участник восстания Тренкавеля в 1240 году вместе с Оливье де Термез, он нашел убежище в Руссильоне (находившимся тогда под властью короля Майорки) и умер в Ма Дью в 1242 году. И местные тамплиеры, и госпитальеры, и еретики (или симпатики еретиков) – все они происходили из местной мелкой и средней знати; а феодальные семейные связи еще более скрепляли этот тесный мирок. Инквизитор Понс де Пуже тоже не обвинял в ереси тамплиеров Ма Дью, и даже не считал их пособниками еретиков. Рассмотрим же ситуацию, при которой тамплиеры таки оказались перед следствием Инквизиции.

Арест тамплиеров

Я не буду рассматривать в этой статье причин, по которым король Франции и Церковь выступили против ордена Храма. Упомяну только, что «дело» тамплиеров началось в 1305 году после клеветнических доносов Эскью де Флойрана (см. выделенный текст). Тогда король и его советники завели «досье» на тамплиеров, хотя еще точно не знали, чем закончится дело.

Доносы Эскью де Флойрана

Эскью де Флойран или Флойрак де Биттери, ошибочно представленный хронистом Амори Оже как горожанин Безье, на самом деле был уроженцем Аженуа и приором Монфако, но не в Тулузэ, а в Периге. Анти-тамплиерские слухи родились именно в Аженуа. Мы не знаем, откуда Эскью, не будучи тамплиером, получил эту информацию. Но в 1308 году он написал письмо (его подлинник сохранился) королю Арагона Жаку II, где напоминает ему о том, что ранее он уже обращался к нему с тем же вопросом: в 1305 году он встречался с королем и передавал ему информацию о тамплиерах. Однако король Арагона ему не поверил, и тогда он обратился к королю Франции, где получил намного лучший прием. Мы не знаем, о чем он доносил королю, но скорее всего, его донос не намного разнился от информации, которая появляется в указе об аресте 14 сентября 1307 года.

Король обсуждал слухи относительно ордена Храма с папой Климентом V; а тот, в свою очередь, сообщил об этом великому магистру Жаку де Молэ, будучи во Франции в 1307 году. Возмущенный, Жак де Молэ потребовал от понтифика учинить следствие, чтобы очистить свой орден от постыдных слухов; папа согласился и проинформировал об этом короля. И вот мы находимся в конце августа 1307 года. Король Франции решает ускорить дело и взять процесс под контроль, и это происходит, следует уточнить, без ведома папы.
Итак, три даты, три письма, три факта.
· 14 сентября: королевский Совет постановляет произвести арест тамплиеров королевства, явно виновных в ереси. Этот указ передается королевским бальи и сенешалям и должен держаться в тайне до дня Х;
· 22 сентября: Гийом Парижский, инквизитор Франции и исповедник короля, пишет своим коллегам в Тулузу и Каркассон, прося их о помощи и сотрудничестве в готовящейся акции;
· 13 октября: утром тамплиеры королевства арестованы.

В указе об аресте Филипп Красивый пишет, что он действует так, «поскольку было проведено предварительное и скорое расследование слухов в народе», организованное инквизитором; поскольку результатом этого расследования были «чрезвычайно тяжелые подозрения» относительно тамплиеров; и, наконец, вследствие «просьбы означенного инквизитора, который обратился к помощи нашей власти».
В своем письме от 22 сентября инквизитор Франции – то есть севера страны – просит инквизиторов Юга – Каркассона и Тулузы – о сотрудничестве с агентами короля и об организации пропагандистской акции среди населения, чтобы оклеветать тамплиеров. Эти инструкции практически повторяют указ об аресте: королевские агенты должны арестовать тамплиеров и держать их под стражей, провести расследование, затем обратиться к «уполномоченным Инквизиции», чтобы те выявили правду, если нужно, то под пытками. Из этого явствует, что инициатива подобных действий исходит от короля (письмо инквизитора от 22 сентября выходит прямо из королевской канцелярии), и что Гийом Парижский и Инквизиция нужны здесь исключительно для того, чтобы легитимизировать действия короля. Конечно же, факты представлены таким образом, чтобы создалось впечатление, что все в порядке: неблагоприятные для тамплиеров слухи в народе, расследование этих слухов и дурной репутации со стороны инквизитора, который, в свою очередь, просит о помощи светскую власть. Однако король не имеет права ни арестовывать монахов-рыцарей, ни судить их за ересь, и даже инквизиторы не имеют права этого делать без требования, или, по крайней мере, разрешения папы. Но так не произошло, и все последующее было исключительно проявлением насилия.

«Королевская» инквизиция

Манипулирование Инквизицией со стороны короля – вовсе не удивительно: с одной стороны это стало возможным, потому что Гийом Парижский, доминиканец, начиная с 1305 года, является королевским исповедником; а с другой стороны, потому что Инквизиция не может ни действовать, ни быть достаточно эффективной без помощи светской власти. Король управляет Инквизицией; короткий конфликт, имевший место на Юге между королевскими эмиссарами и инквизиторами до 1300 года, явственно показал «кто в доме хозяин» (см. выделенный текст). Но разве инквизиторы не назначались папой? Не называется ли эта Инквизиция папской?

Король и Инквизиция до 1300 года

На первой стадии конфликта с папой Бонифацием VIII в 1296-1297 гг., король попытался помешать деятельности инквизиторов на Юге. Они отреагировали тем, что отлучили от Церкви нескольких эмиссаров короля. Король ответил тем, что выслушал жалобы на Инквизицию от представителей городов Юга и смягчил режим в тюрьмах. Но никого не освободил! Ему абсолютно не нужны были ереси и беспорядки. Францисканец Бернард Делисье, ставший глашатаем народных требований Юга, столкнулся с этим: вначале королевская власть завуалировано поддержала его, но вскоре король обеспокоился последствиями его выступлений и Делисье сам стал жертвой преследований.
Когда Инквизиция устанавливалась в 1233-1234 годах, папа Григорий XI конфликтовал с императором Фридрихом II; он противостоит любому вмешательству светской власти в вопросы веры и доктрины. Более того, чтобы не быть провозглашенными соучастниками врагов веры и Церкви, князья должны были без колебаний выполнять все требования инквизиторов: все грязные дела, которые при этом необходимо было осуществить, как, например, костры, полагались на них. Но Филипп Красивый обратил дело в свою пользу: он сделал инквизиторов карманными, и отныне папа, если проявит колебания, мог быть объявлен соучастников еретиков-тамплиеров. В Пуатье, в 1308 году, Гийом де Плайзиан, советник короля, злорадно напомнил об этом Клименту V.
Отношение Климента V к Инквизиции на первый взгляд выглядит удивительным, но оно прекрасно объясняется тем, что этот папа, с которым историография обошлась не очень хорошо, прекрасно осознавал, что Инквизиция превращается в безвольную марионетку в руках короля Франции. Он вообще подозрительно относился к Инквизиции, особенно к инквизиторам королевства Франции, контролируемым королем, и, в конце концов обратившимся против папы. Но была и еще одна причина, еще более фундаментальная: опасность, которую представляла для папы растущая автономия Инквизиции. В 1306 году папа послал двух легатов пересмотреть дела инквизиторов Тулузы и Каркассона и отменить некоторые их приговоры.

Реакция папы

19 октября, в Париже, начались допросы тридцати восьми тамплиеров, пребывавших под стражей в городе. Они продолжались в октябре и ноябре, и не только в Париже, но также в Каэн, Байо, Клермон, Кагоре, Каркассоне, Ниме. В Париже они предстали перед инквизиторами Гийомом Парижским и Никола д’Эннеза, а допросы проводились под контролем советников короля Гийома де Ногарэ и Гийома де Плайзиан. Они постоянно присутствовали на допросах, и не колебались вмешиваться в процедуру. В провинциях королевские агенты также иногда прямо вмешивались в процесс и следствие (Кагор, Ним) и в то, какие именно признания были подтверждены перед инквизиторами. Это королевский этап процедуры, где инквизиторы фактически служат легальным прикрытием для короля.
Начиная с конца ноября, папа, наконец-то, пытается взять дело в свои руки. Он делает предусмотрительный пируэт и приказывает произвести аресты тамплиеров во всей Западной Европе: и добивается от короля, чтобы его легаты смогли встретиться с обвиняемыми (Рождество 1307 года, Париж). Констатируя, что руководители ордена отказались от своих признаний, он контратакует: в феврале 1308 года, он приостанавливает полномочия инквизиторов и заявляет, что сам хочет проводить расследование. Фактически вся придуманная королем процедура грозит развалиться. Папа не желает предпринимать никаких действий без того, чтобы выслушать самих тамплиеров. Конфликт с королем и его агентами обостряется к лету 1308 года. Папа хочет сам проводить следствие по делу тамплиеров; король хочет добиться немедленного осуждения ордена и возвращения инквизиторам их полномочий.

Выходом из этой прямой стычки является компромисс: папа выслушивает тамплиеров в Пуатье (но не руководителей ордена), король соглашается, чтобы отныне процедурой руководил папа; однако все предыдущие расследования признаны действительными и инквизиторы восстановлены в полномочиях. Но какую роль они теперь будут играть?
В Булле Facias Misericordiam в августе 1308 года папа провозгласил двойную процедуру для определения виновности или невиновности:
1 – каждого тамплиера лично;
2 – всего ордена в целом.
Первая процедура должна была проводиться в каждой епархии, специальной комиссией во главе с епископом; вторая должна была вестись на уровне государств и возглавляться понтификальной комиссией. Приговоры относительно конкретных лиц выносились на уровне каждой церковной провинции синодом, возглавляемым архиепископом; суждение же относительно ордена должно было быть вынесено собором, созванным во Вьенне (Дофине) осенью 1310 года (фактически он был созван годом позже). Папа также оставлял за собой приговоры по делам руководителей ордена высшего ранга.
Таким образом, принятие решений переходит в руки белого духовенства (епископы, архиепископы). Инквизиторы не исключены полностью из состава комиссий, но подчинены епископам. В Равенне архиепископ города Ринальдо да Конкореццо выносит приговор по персональным делам тамплиеров некоторых епархий: двое инквизиторов – доминиканец и францисканец – присутствуют при этом, но доминиканец отказывается утвердить приговор архиепископа, объявляющий тамплиеров невиновными. Ни один инквизитор не заседает в понтификальной комиссии для королевства Франции, основанной в Париже в 1309 году. Она состоит из архиепископа, троих епископов, нотариуса Святого Престола, двух архидиаконов и Прево Церкви Ах-Эн-Прованс.

Инквизиционная процедура

Эти комиссии допрашивали тамплиеров по статьям обвинения, разделенного на два списка. Один из них, из 87/88 статей, касался обвинений против конкретных лиц, а другой, из 127 статей, обвинений против ордена. Обе процедуры иногда смешивались (на Кипре, в Англии). В этих списках в основном были перечислены обвинения, уже упоминаемые в указе короля Франции об аресте тамплиеров в 1307 году. Но туда были уже добавлены и другие. Фактически, комиссии сосредотачивались на расследованиях по нескольким вопросам, в зависимости от места и уже сделанных признаний (во Франции, в 1307 году). Процедура, по сути, оставалась инквизиционной процедурой, но со значительными отклонениями, особенно при ведении дела понтификальными комиссиями. Инквизиционная процедура была тайной, и обвиняемый не имел права на защиту; он не знал, кто его обвинители или доносчики, но мог назвать своих врагов, если инквизиторы ему это позволяли.

Кое-какие следы этой процедуры и хода следствия мы видим по детальному отчету комиссии в Париже: Понсард де Гизи, командор дома в Пэйн, был первым допрашиваемым тамплиером (27 ноября 1309 года), который выступил с подобным письменным перечислением врагов: «Это предатели, которые распространяют ложь и клевету на орден Храма». И он называет Эскью де Флойрана, Бернарда Пеле, Жерода де Буазоль и «Гийома Роберта, монаха, который применяет пытки» ; этот последний – не кто иной, как инквизитор Гийом Парижский. Понтификальная комиссия вызвала на прослушивание всех тамплиеров королевства. Не пришли только больные и те, на кого нельзя было полагаться – кто не хотел защищать орден или плохо информированные. Но в марте 1310 года их было шестьсот человек, собравшихся из всех провинций и готовых защищать орден. Комиссия, ошеломленная их количеством, попросила их выбрать представителей для защиты их интересов. Это были два рыцаря из Оверни, Гийом де Шамбонне и Бертран де Сартижес, и два орденских каноника, Пьер де Булонь и Ренод де Прованс. Они провели профессиональную защиту ордена перед комиссией. Тамплиеры Юга, содержавшиеся в доме Ричарда де Пулье в Париже, подали письменные показания, представленные одним из них, Жаном де Монреаль, для защиты ордена и восстановления своей репутации. Они потребовали признать недействительным следствие, проведенное инквизиторами и королевскими агентами. Члены комиссии ответили именно на эти два требования: «поскольку они [тамплиеры] говорили, что были оклеветаны, господа комиссары ответили, что на них лежит обвинение в большом бесчестии, и что, как следует из булл нашего господина папы, именно это обвинение, как и другие, и надлежит расследовать». Поскольку инквизиционная процедура была проведена ранее, она не могла быть ни отменена, ни аннулирована, так как она применялась к делам о ереси, которую только Инквизиция имела право выявлять и преследовать.
Тамплиеры пытались обороняться, и их письменные обращения говорят о том, что они вполне осознавали эту процедуру: они были оклеветаны, и им следовало восстановить свою репутацию, fama. Однако они не смогли этого добиться – на соборе во Вьенн орден был упразднен, потому что его репутация была настолько подмочена, что все оправдания уже утратили значение. Но тамплиеры все же кое-чего достигли: орден не был осужден; ни понтификальные комиссии, ни собор, не поддержали обвинений в ереси.
Работа понтификальных комиссий, особенно парижской, продемонстрировала очевидную тенденцию: комиссары не были убеждены в ереси тамплиеров. Но вскоре они увидели двойную реакцию на эту тенденцию: со стороны короля, и со стороны Инквизиции, по крайней мере, ее южного подразделения.

Магия и колдовство

Реакцию короля показало внезапное решение нового архиепископа Сенса, Филиппа де Мариньи, брата Энгерранда, ставшего с мая 1310 года наиболее влиятельным советником короля. Синод провинции вынес приговоры по конкретным делам тамплиеров и отправил пятьдесят четыре человека на костер, потому что, решившись защищать орден перед понтификальной комиссией, они, с точки зрения инквизиционной процедуры, вернулись к своим прежним ошибкам, в которых они прежде признались перед епархиальной комиссией и, таким образом, уже рассматривались как вновь впавшие в ересь. Это решение отрезало всякую возможность для тамплиеров свидетельствовать перед понтификальной комиссией.
Но реакция короля имела еще и другой смысл: на первый план были выдвинуты обвинения, которых раньше не было: в магии и колдовстве. Они уже появляются в списке из одиннадцати обвинений, фигурирующих также в «Великих хрониках Франции», официальной истории французской монархии. Пятьдесят четыре тамплиера были сожжены за «преступления», изложенные в этом списке:
4. Они не верили в Бога так, как следует;
5. После того, как они получали плащ и посвящение, они отказывались от Бога и топтали распятие.
6. Они поклонялись идолу, который был их «суверенным божеством»
7. Они предатели (святой Людовик в тюрьме, утрата Акры).
8. Они предавали христиан, которые отправлялись в паломничество за море и продавали их султану.
9. Они использовали королевскую казну для подарков врагам короля и королевства.
10. Они практиковали содомию.
11. Они сжигали мертвых тамплиеров, а новопосвященные поедали их пепел, «чтобы быть твердыми в своих верованиях и идолопоклонстве»; и заменяли этим причастие.
12. Они носили на теле шнуры, посвященные идолу.
13. Ребенка, родившегося от тамплиера и девственницы, поджаривали на вертеле и приносили в жертву идолу.
14. Они не крестили детей, не брали их из купели, не присутствовали при родах и не помогали роженицам.
Таким образом, среди обвинений стали главенствовать практика магии и идолопоклонство. Но каким образом появились эти одиннадцать обвинений, которых нет в известных нам предыдущих следственных делах? Кроме разве что одного.

Рвение Инквизиции Юга

Документы Архивов Ватикана, чрезвычайно неполные, сохранили для нас книгу реестров допросов по этим одиннадцати статьям обвинений. Она состоит из двадцати пяти показаний, начинаясь посередине № 64 и обрываясь посередине № 88. Это было собрание показаний достаточно большой группы тамплиеров (как минимум четырехсот двадцати восьми). Их можно датировать 1310 годом. Географическую локализацию места, где проводились эти допросы можно установить по местностям происхождения самих двадцати четырех тамплиеров, идентичность которых можно установить (от № 65 до № 88); двадцать из них происходили из епархии долины Роны и маркизата Прованс, один был из Лиможе, один из Родеза, один из Лангра. Потому можно предположить, что допросы проводились во Вьенне или Авиньоне. Следует отбросить гипотезу, что допросы проводились в Тулузе, где с 1307 года инвизитором был Бернард Ги.
Одиннадцать статей обвинения, приведенных в Великих хрониках и одиннадцать пунктов допроса в анонимном следственном деле, о котором мы говорим, не являются идентичными. По сравнению с первым списком, в материалах анонимного процесса внесены новые элементы, а именно: отрицание веры в Христа, Деву и святых, описание Христа как фальшивого пророка и утверждение, что распятие было ни к чему и никого не спасло; культ идола и поклонение идолу в лице его представителя; вид и описание идола; поклонение или поцелуй кота в зад или в спину; присутствие женщин; реальные женщины или духи? Блудили с ними или нет?. Идол, кот, женщины в качестве орудия дьявола? Колдовство здесь подтверждено очень четко, а вот магические практики с сожжением тел и принесением в жертву детей не упоминаются вовсе. Известно, что все эти обвинения далеко не новы, потому что около 1240 года группа еретиков-люцифериан получила идентичные обвинения в Германии. Заметим также, что хоть некоторые тамплиеры упоминали о дьяволе ( кот и «ирреальные» женщины – орудия дьявола), но ни разу они не были обвинены в вызывании Дьявола. Как написал Малкольм Барбер, «тамплиеры не обвинялись, как ведьмы XIV века в том, что они делают зло во имя Дьявола».

                               

  http://www.templarhistory.ru/process/demurg5.jpg                                       

Жак де Молэ, Великий Магистр тамплиеров. Картина Ришарда Флери Франсуа (1777-1852). Замок Мальмэзон.  Жак де Молэ изображен здесь пребывающим в башне дю Кудрей в Шиноне, куда он был доставлен по приказу короля Франции вместе с четырьмя другими руководителями ордена для ожидания допросов перед папой Климентом V. Последний, пребывая в Пуатье, послал в Шинон трех кардиналов для ведения следствия.

Допросы проводились на Юге Франции, особенно в Ниме и Каркассоне, и именно оттуда поступили сведения об идолопоклонстве и оккультных практиках. Случай с поклонением голове идола упоминается как имевший место в Монпелье, на генеральном капитуле ордена в 1293 году в присутствии великого магистра Жака де Молэ, которые тогда как раз был на Юге. Присутствие кота рядом с головой идола тоже упоминается. Идентичные признания были получены в Каркассоне агентами короля и местного инквизитора Жоффре д’Абли.
В парижском следственном деле вопрос об идоле поднимается в девятнадцати вопросах; также присутствие и поклонение коту (в трех вопросах), однако понтификальная комиссия не сделала это предметом судебного расследования, поскольку ее члены считали, что ничего подобного не происходило.
Эта разница между реестрами показаний на севере и Юге Франции объясняется значением Инквизиции Юга, достаточно автономной относительно духовных властей, но близкой к советникам короля (Гийом де Ногарэ – местный уроженец) и способной переориентировать допросы в направлении таинственности, оккультизма и идолопоклонства. Только Иоанн XXII сделал значительный шаг и ассимилировал колдовские и магические практики и ересь. Перед тем как стать папой в 1316 году, он звался Жаком Дюэзом, родом из Кагора и очень близким к этому городу. В любом случае, инквизиторы Юга противостояли попыткам папы Климента V подойти к делу иначе, тем более, что они знали о его подозрительности по отношению к ним. Климент V пробовал выбить у них почву из-под ног по делам о ереси, и понтификальная комиссия в Париже следовала этой политике. Возможно, это сопротивление папы и объясняет, почему вышеупомянутые одиннадцать статей приводимые в Великих хрониках Франции вообще не поднимались парижской комиссией, несмотря на желание короля и его советников. Несмотря на помощь инквизиторов Юга, король и его советники не смогли доказать «колдовство» тамплиеров.

Конец процесса

Орден тамплиеров был распущен на соборе во Вьенне в марте 1312 года. Он был распущен административным путем по решению папы, озабоченного позицией делегатов Собора, сомневающихся в обвинениях, выдвинутых против ордена Храма и желающих выслушать тамплиеров, оборвал, таким образом все протесты и принял такое решение. Но орден не был осужден.
Тамплиеры, как отдельные лица, в большинстве своем примирились с Церковью, получили отпущение грехов, были освобождены и вступили в другие религиозные ордена, особенно в орден госпитальеров Святого Иоанна в Иерусалиме: но это касается тех, которые признали свои ошибки. Те, кто не признал своих ошибок или отказался от предыдущих показаний, были осуждены на тюремное заключение. Четверо же руководителей ордена, находящихся в заключении в Париже, были осуждены в марте 1314 года на вечное заточение. Двое из них воспротивились этому, отказавшись от своих прежних показаний и начав снова защищать орден. Они были сожжены в тот же вечер: это, как известно, были великий магистр ордена Жак де Молэ, и командор Нормандии, Жоффруа де Шарней.